перейти на сайт

Мой профиль | Выход Мягкой поступью, святыми стопами Вы вошли как прохожий Группа"Гости"

 
             Приветствую Вас на форумах сайта "Новое Человечество" о богоподобный.. прохожий!




                                                        Включить радио : Celtic : Шри Чинмой :

  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Приветствуем Вас на форуме Новое Человечество » НАШ МИР » Сибирь - регион Шестой РАСЫ » CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ (Морально-этические традиции, культура, обычаи...)
CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ
Viktor-FBU Дата: Воскресенье, 21.09.2014, 16:06 | Сообщение # 11
Я есмь СВЕТ
Группа: Администраторы
Сообщений: 3594
Репутация: 6
Статус: Спят

Семейские — старообрядцы Забайкалья, высланные в Сибирь в XVIII веке при разделе Речи Посполитой.

Семейские были переселены в Забайкалье из Ветки, ныне города Гомельской области Белоруссии, во времена раскола находившегося на территории Речи Посполитой у границ России. Первый разгром Ветки произошёл в 1735 году — 40 000 человек были переселены в Восточную Сибирь и Забайкалье. Эти события получили название «Первого выгона». В 1765 году произошло второе выселение, а позднее и третье. Последняя партия старообрядцев была доставлена в Забайкалье в 1795 году.

Причины переселения.

Многие священнослужители и верующие увидели в нововведениях Никона ересь и отказались их признавать. Защитников древнего благочестия стали называть «старообрядцами» или «староверами». Преследуемые властями, они бежали на окраины страны и за границу. Так в Сибири обосновались «кержаки», «липоване» в Румынии, «некрасовцы» в Турции, «поляки» в Стародубье и Ветке (Речь Посполитая).

В 1764 году правительство России предприняло несколько попыток вернуть староверов из-за границы в Россию. Императрица сначала предложила вернуться им добровольно, а затем направила войска. Почти 35 000 жителей староверческих слобод Ветки (ныне это территория Белоруссии) переселили в Сибирь и Забайкалье. Старообрядцев из Речи Посполитой ссылали вместе с женами и детьми, в отличие от одиноких ссыльных, поэтому их первоначальное прозвище «поляки» со временем заменилось на «семейские». К концу XVIII века в Забайкалье было уже 30 их поселений. Декабрист Андрей Розен, побывав в них в 1830 году, писал: «Избы и дома у них не только красивы углами, но и пирогами... а люди, а люди!.. Ну, право, все молодец к молодцу. Красавицы не хуже донских — рослые, белолицые, румяные... Все у них... показывало довольство, порядок, трудолюбие».

Прошло несколько столетий. Крепкие духом, трудолюбивые, верные традициям предков семейские стали настоящими сибиряками, но сохранили народную культуру допетровской Руси. Посещение их сел — все равно что путешествие на машине времени. Например, в селе Тарбагай небольшие бревенчатые дома стоят вдоль улицы крепостной стеной. До окон трудно дотянуться рукой, ворота неприступны и высоки. Но каждое строение ярко окрашено, на воротах расцветают диковинные цветы, переливаются радугой павлины. Здесь и северная резьба, и украинская роспись, и местная бурятская живопись. В местных музеях хранятся старинные костюмы, подобные сейчас надевают на праздники и по воскресным дням. Но в семейских селах можно не только познакомиться с укладом жизни XVII–XVIII веков, но и услышать старинную музыку.

Из поколения в поколение передавалась семейскими уникальная певческая традиция — знаменный распев, или крюковое пение, получившее свое название от особых нотных знаков — «знамен» («крюков»). После реформ Никона знаменный распев сохранился в староверческой церкви как единственно возможный вид богослужебного пения.

В жизни семейских не было четкого разграничения церковной и мирской жизни, потому певчие и в народной бытовой песне отличались особенным мастерством. Важным признаком семейского пения было многоголосие. Как писал Н.И. Дорофеев: «Ни один из подлинных мастеров пения не возьмется спеть семейскую песню в одиночку, так как не мыслит ее одноголосого существования. Для исполнения песни требуется как минимум два певца».

Владение распевом всегда считалось необычайно почетным. Существовали школы для мальчиков, в которых кто-то из местных образованных певцов за год обучал 10–20 учеников церковной грамоте и пению. Нетрудно подсчитать, что за десятилетие одно село получало 100–200 профессиональных церковных певчих. В семейском обществе даже возник феномен певческих артелей, семейных или соседских.

Очень близко к семейскому пению искусство духовной поэзии семейских. Духовные стихи, исторические, поучительные и лирические исполнялись старообрядцами с большим мастерством. Стихи заучивались наизусть со слуха. Они передают тревожную атмосферу времен борьбы старообрядцев за свою веру. «Стихари» нараспев рассказывают о расколе в русской церкви, об отношении старообрядцев к миру соблазнов. В духовных стихах часто цитируется Евангелие, в нравоучительной форме напоминается о покаянии, о вечных мучениях за грехи людские.

Семейским старообрядцам, несмотря на гонения, удалось сохранить свои традиции. Наряду с восемнадцатью наименованиями других традиций из различных регионов мира их культура попала в список шедевров устного и нематериального наследия человечества.

Что необходимо сделать на семейской земле:

- Сходить на экскурсионный тур «К потомкам староверов». Путь в староверческое село начинается у вершины горы «Спящий лев». Вы пройдете до Музея быта староверов с интереснейшим собранием предметов старинного быта, костюмами, древними книгами и рукописями. Устанете от пищи духовной — добро пожаловать к столу, вас угостят блюдами старорусской кухни. После обеда вас пригласят на семейское подворье на игры и обряды с участием фольклорного ансамбля.

- Сходить на экскурсию «Деревня мастеров». Фольклорный коллектив встретит вас в деревне Десятниково, после традиционных семейских песен и хороводов вы посетите мастерскую традиционных промыслов. На ваших глазах мастера изготовят сувениры из бересты, ивового прута, бисера. Далее ваш путь — в подворье с прекрасно сохранившимися домовыми росписями.

- Посетить святое место Жарчиху. Это экскурсия по местам, связанным с жизнью и духовным подвигом священномученика Афанасия. Вы пройдете от дома, где проживал епископ Афанасий, к скале с пещерой, куда владыка, опасаясь репрессий, ночами прятал церковные книги и иконы в 1936 году.

- Съездить на экскурсию «По пути Аввакума». Из села Посольск ваш путь пройдет по аввакумовским местам Забайкалья. На берегу Байкала вы посетите Посольский монастырь, основанный в 1681 году. Подниметесь на гору «Спящий лев», на вершине которой установлен крест в память о пути Аввакума по реке Селенга.

В 1750-е годы произошло ухудшение отношений России с Цинской империей. В 1752 году появился проект организации снабжения Камчатки и Охотска по реке Амур. 28 декабря 1753 года Сенат создал «Секретную Нерчинскую экспедицию». Экспедиция должна была подготовить сплав по Амуру. Сбежавший из Нерчинских заводов каторжник сообщил китайским властям, что русские готовятся захватить Амур. Обстановка на границе резко обострилась. Селенгинский комендант Варфоломей Якоби в 1757 году составил проект организации защиты восточных границ России. Планом было предусмотрено увеличение численности войск на границе до 35 тысяч человек. В 1764 году в Тобольске начали формироваться два ландмилицейских полка из «польских выведенцев». Сформированные роты отправляли в Забайкалье. Негодных для военной службы (и старше 40 лет) отправляли в Селенгинский и Нерчинский уезды для обеспечения полков продовольствием.

В Забайкалье.

Старообрядческая Никольская церковь. Начало XX века. Мухоршибирский район, Республика Бурятия.

Переселённые старообрядцы получили от местных жителей название семейские, ввиду их прихода большими семьями с имуществом, в отличие от одиноких каторжников.

Семейские расселились крупными группами, образовав сёла и деревни на территории нынешних Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского и частично Хоринского, Заиграевского, Селенгинского, Кижингинского районов Республики Бурятия, а также Красночикойского района Забайкальского края.

Хозяйственная деятельность.

Семейские принесли с собой высокую сельскохозяйственную культуру. Они выращивали: рожь, пшеницу, ячмень, гречку, овёс, картофель, овощи, коноплю. Скотоводство играло подсобную роль. В XIX веке Верхнеудинский округ стал наиболее развитым в Забайкалье в земледельческом отношении. (см. Верхнеудинская ярмарка).

Трудолюбие и древлеправославная вера позволили семейским пронести до настоящего времени дух своего народа, своеобразие культуры, основанной ещё в допетровскую эпоху.

Религия

Беспоповщина оставалась устойчивым религиозным направлением семейских. Поповщина в начале была представлена в виде беглопоповщины. Религиозные обряды и службы проводили уставщики. Покойников хоронили в домовинах, выдолбленных из ствола сосны.

Значительная часть семейских в период коллективизации была раскулачена и выслана. В 1929 году были созданы вооружённые формирования. Центром сопротивления стали сёла Бичура и Малета. В начале 1930-х произошло Малетинское крестьянское восстание, в котором принимали участие до 600 человек.

В 1930-е и 1940-е годы в Забайкалье было разрушено более 80 старообрядческих храмов и часовен.

В 1960-е годы прошла ещё одна волна закрытия старообрядческих церквей и молельных домов. К началу 1970-х в Забайкалье не осталось ни одной официально зарегистрированной старообрядческой общины. Действовала единственная старообрядческая церковь в селе Новый Заган Мухоршибирского района Бурятии.

Одежда

Одежда семейских (прямой сарафан в шесть полос, кичка) с элементами польского, белорусского и украинского костюма. Отличительные черты костюма: бисерные украшения, девичий косник, налобная бисерная повязка, бусы, яркие ткани. Многие детали костюма были заимствованы уже в Сибири у старожилов и бурят.

Жилище

Столетний дом семейских в Новой Бряни.

Ставни дома.

Дома семейских аналогичны тем, что находят при раскопках Москвы, Новгорода, Пскова и других древних городов Руси. Отличительные черты — высокое крыльцо, округлые углы внутри помещения, массивная матица, потолок из круглых брёвен, колотые пополам брёвна на полу, богато украшенные ворота и ставни. Масляной краской окрашивали окна, двери, плинтусы, крупными стилизованными цветами расписывали стены, потолок, перегородки.

Кухня

Кухня семейских с большим количеством хлеба и овощей. Мясо жареное и тушеное — баранина, свинина, говядина, дикой козы и изюбря. Не ели зайчатину. Часть блюд заимствована у бурят, например, соломат. Строго соблюдали посты. В году было до 244 постных дней. Чай пили не все; вместо чая пили кипячёную воду, настой трав или бадана.

Семейские не курили, алкоголь практически не употребляли. В домах на видном месте держали полную бутылку водки — это означало, что хозяин дома не пьёт водку.

До сих пор в среде старообрядцев Сибири бытует мнение, что пьют безбожно только русские, а те, кто считает себя носителями истинного древнего православия, ведут правильный образ жизни.

Семьи

Семьи семейских традиционные, патриархального типа, с большим количеством детей. В одной усадьбе жило до 4 поколений одной семьи. Имущество и землю делили редко.

Музыкальные традиции

Инструментальная музыка в среде семейских распространена мало. Песенная традиция в современности представлена ансамблями и хорами. Сольное пение, за исключением частушечного жанра, не популярно.

Первые исследования музыкальной культуры семейских проводили П. А. Ровинский в 1873 году и Н. П. Протасов в 1926 году.

В некоторых сёлах в музыкальной традиции присутствуют индивидуальные черты. Широко распространены песни: рекрутские, хороводные, песни тюрьмы и каторги, заимствованные у старожилов Забайкалья. Сохранились традиционные свадебные песни, духовные стихи, плачи (голошения). Не сохранились календарные обрядовые песни.

В каждом забайкальском старообрядческом селе существуют народные хоры и фольклорные коллективы. Наиболее известные:
Тарбагатайский семейский этнографический ансамбль «Судьбинушка» (создан в 1990 г.) — лауреат Премии имени Пятницкого, обладатель звания «Живые сокровища», присуждённого ЮНЕСКО в 2001 году.
Тарбагатайский семейский народный хор «Былина» (создан в 1982 г.) — участник общероссийских и сибирских фестивалей и смотров.
Большекуналейский семейский народный хор (создан в 1936 г.) — в 1967 году удостоен звания «народный», участник многих всесоюзных и международных конкурсов, награждён Большой и Малой бронзовыми медалями ВДНХ в 1985 году.

Известные семейские.

Афанасий — старообрядческий епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока.
И. К. Калашников — советский писатель, родился в селе Шаралдай Мухоршибирского района Бурятии.
С. Л. Лобозеров — член Союза писателей СССР, драматург, родился в селе Большой Куналей Тарбагатайского района Бурятии.
Е. Ю. Мальцев — писатель.
А. А. Леонов (Илья Чернев) — советский писатель. Автор трилогии «Семейщина»[3].
Софроний — епископ Губкинский и Грайворнский
Иванов Виктор Павлович — член Союза Писателей СССР.
А. Я. Михайлов — актёр театра и кино ("Любовь и голуби", "Карнавал"), родился в пгт. Оловянная, родители родом из Красночикойского района.
Забайкальский семейский народный хор «Истоки», г. Улан-Удэ (создан в 1967 г.) — лауреат и дипломант многих всероссийских и международных фестивалей и конкурсов.
 


Братство.Единство - я желаю Всем.

Есть одна религия- религия СОЛНЦА

Сообщение отредактировал
 
 
Viktor-FBU Дата: Четверг, 26.01.2017, 10:20 | Сообщение # 12
Я есмь СВЕТ
Группа: Администраторы
Сообщений: 3594
Репутация: 6
Статус: Спят

СЕМЕЙСКИЕ

В XVIII веке Екатерина II издала указ – возвратить всех беглых старообрядцев из заграницы и переселить в Забайкалье. Так началась история Семейских, старообрядческих русских, которые создали новый народ со своими традициями и культурой. Вернее сказать, сохранили в первозданном виде культуру допетровской Руси.

Семейские, самоназвание которых происходит от слова семья, по сведениям этнологов, сегодня составляют половину 5000 населения села Таргабатай в Бурятии.

ЧАЛДОНЫ

«Беглый», «бродяга», «каторжник», одним словом, «чалдон» - так прозвали коренные жители Западной Сибири первых русских поселенцев XVI века, которые якобы пришли сюда с берегов Дона. Так же сегодня зовут их потомков, правда уже без негативного значения. На самом деле, точное время их прихода, как и место, откуда они шли, неизвестно.

Некоторые историки полагают, что многие слова из чалдонского языка относятся ко временам до XIV века, то есть еще до похода Ермака в Сибирь, например, слово «комони» (кони). Есть версия, что этот народ произошел от аборигенов-европеидов, которые якобы населяли эти места в древние времена. Сами чалдоны любят рассказывать легенды о том, как жил поживал их народ на просторах Сибири до того, как сюда пожаловал Ермак.

Их домашний уклад, по мнению специалистов, характерен для жизни славян до образования централизованной княжеской власти. Теория не лишена основания – независимость у чалдонов в крови. Даже пословица есть: «чалдон шапку не ломает», - что значит, чалдон никогда не снимет шапку перед властью, не встанет на колени.

Чалдоны - уникальная этническая группа, их культура, язык и внешность разительно отличаются, как от сибирских монголоидных народов, так и от славян.

К сожалению, как и другие малые народы, они вымирают. Сегодня настоящего чалдона можно встретить только в далеких сибирских деревнях (села Чумашки, Заозерное, Мальково, Яркуль).

ВОДЛОЗЕРЫ

В славном городе Пудоже, который расположен в республике Карелия, сегодня проживает около 9000 человек. Но это настоящий мегаполис по сравнению с лежащим рядом Водлозерьем, где до сих пор живут озерные люди. Сегодня сохранилось лишь пять их деревень, в которых насчитывается не более 560-570 человек.

Этнически они русские – это потомки московских и новгородских переселенцев XVI века, но долгие годы в изоляции сделали их самобытным народом.

Водлозеры никогда не ладили с соседями. У зажиточных Поморов и Пудожан водлозер ассоциировался с высшей степенью бедности, их даже называли «рябинушки», то есть «оборванцы». А у человека, который не в курсе последних деревенских сплетен до сих пор спрашивают: «Ты что, водлозер?». Впрочем, это не удивительно. Даже сейчас, в XXI века территория Водлозерья удалена от цивилизации и транспортных артерий.

Сегодня это национальный заповедник, который сохранил уникальную культуру старорусского деревянного зодчества, и, что самое интересное, веру в персонажей славянской мифологии. Например, в лешего. У них есть свои ежедневные обряды, без выполнения которых, путь в лес заказан. Задобрить хозяина леса для водлозера, как для нас почистить зубы. Каждый охотник обязательно делает «относ», - оставляет одно убитое животное лесу. У водлорезов даже есть свои священные рощи и камни-жертвенники (сейды). И это, несмотря на то, что все они православные.

Процесс ассимиляции продолжается, и по переписи 2010 года лишь 8 человек обозначили себя как семейские. Тем не менее, изживает себя только название, этнический элемент, а главное, уникальная культура по прежнему нетронуты.

Например, это чуть ли не единственное место, где до сих пор сохранилось крюковое пение или знаменный распев, который использовали при старообрядческих обрядах. Сегодня оно входит в список ЮНЕСКО и признается во всем миром мире как музыкальный феномен.

Семейские деревни – это мир сказочных избушек, дома здесь строились, буквально, на века, некоторым срубам насчитывается более 250 лет. В этих домах до сих пор можно отведать хлеб «прямо из печи», примерить традиционный русский сарафан, и даже принять участие в старообрядческой свадьбе.
 


Братство.Единство - я желаю Всем.

Есть одна религия- религия СОЛНЦА

Сообщение отредактировал
 
 
Viktor-FBU Дата: Суббота, 28.07.2018, 16:04 | Сообщение # 13
Я есмь СВЕТ
Группа: Администраторы
Сообщений: 3594
Репутация: 6
Статус: Спят

Эти староверы сильно меня потрясли. Они нам утёрли нос своей силой, уравновешенностью характеров и незлобивостью, своим здоровьем и трудолюбием.

В прошлом году судьба занесла меня на Байкал со стороны Бурятии. Я гидрограф, и мы работали на речке Баргузин. Почти нетронутая природа, чистейший воздух, хорошие простые люди - все приводило в восторг.



Но больше всего меня поразили там поселения «семейских». Мы сначала понять не могли, что это такое. Потом нам объяснили, что это староверы.......



Вот такое семейство старовера.....

Семейские живут отдельными поселками, у них очень строгие обычаи. Женщины и по сей день ходят в сарафанах до пят, а мужчины носят косоворотки. Это очень спокойные и доброжелательные люди, но ведут они себя так, что лишний раз к ним не сунешься.

Просто болтать они не будут, ни разу мы такого не видели. Это очень работящие люди, никогда без дела не сидят. Сначала это как-то напрягало, потом мы привыкли. А позже мы обратили внимание на то, что все они здоровые и красивые, даже старики.

Наши работы проходили как раз по территории их поселка, и чтобы как можно меньше беспокоить жителей, нам дали в помощь одного деда, Василия Степановича. Он помогал нам делать замеры - очень удобно и нам, и жителям. За полтора месяца работы мы с ним подружились, и дед много интересного нам порассказал, да и показал тоже.
http://u.to/DWdHDw

https://b.radikal.ru/b22/1807/ea/88aa666de839.jpg

Конечно, о здоровье тоже разговорились. Степаныч не раз повторял, что все болезни от головы. Однажды я к нему прицепился с требованием объяснить, что он под этим понимает. А тот ответил вот что: «Давай возьмём вас, пятерых мужиков. Да я по одному запаху ваших носков скажу, что вы думаете!» Нам стало интересно, и тут Степаныч нас просто огорошил.

Он сказал, что если у человека сильно пахнут ноги, то самым сильным его чувством является желание все дела отложить на потом, сделать их завтра или еще позже. А ещё сказал, что мужики, особенно современные, ленивее баб, и потому у них ноги пахнут сильнее. И добавил, что не надо ему ничего объяснять, а лучше честно самому себе ответить, так это или нет.

Вот так, оказывается, влияют мысли на человека, и на ноги тоже! Ещё дед сказал, что если у стариков начинают пахнуть ноги, то, значит, мусора в организме скопилось много и следует поголодать либо строго попоститься с полгода.

Стали мы пытать Степаныча, а сколько же ему лет. Он всё отнекивался, а потом и говорит: «Вот сколько дадите - столько и будет». Мы стали думать и решили, что ему лет 58-60. Много позже мы узнали, что ему 118 лет и что именно по этой причине он был отряжен помогать нам!

Выяснилось, что все староверы - люди здоровые, к врачам не ходят и лечат себя сами. Они знают особый массаж живота, и каждый сам себе его делает.

А если пошло недомогание, то человек разбирается вместе со своими близкими, какая мысль или какое чувство, дело могли вызвать хворь. То есть он пытается понять, что не так в его жизни. Затем начинает голодать...., а уж только потом пьет травы, настои, лечится природными веществами.

Староверы понимают, что все причины болезней у человека в голове.

По этой причине они отказываются слушать радио, смотреть телевизор, считая, что такие устройства засоряют голову и делают человека рабом: из-за этих приборов человек перестает думать сам. Они считают самой большой ценностью собственную жизнь.

Весь уклад жизни семейских заставил меня пересмотреть многие свои взгляды на жизнь. Они ни у кого ничего не просят, а живут хорошо, с достатком. У каждого человека лицо светится, выражая достоинство, но не гордыню. Никого эти люди не обижают, не оскорбляют, матом никто не ругается, ни над кем не подшучивает, не злорадствует. Работают все - от мала до велика.

Особое почтение к старикам, молодые не перечат старшим. Особо у них в почете чистота, причем чистота во всем, начиная с одежды, дома, кончая мыслями и чувствами. Если бы вы видели эти необыкновенно чистые дома с хрустящими занавесками на окнах и подзорами на кроватях! Всё моется и скоблится дочиста. Животные у них все ухоженные.

Одежда красивая, вышитая разными узорами, которые являются для людей защитой. Об изменах мужа или жены просто не говорят, поскольку там этого нет и быть не может.

Людьми движет нравственный закон, который нигде не писан, но каждый его чтит и соблюдает. А за соблюдение этого закона они получили в награду здоровье и долголетие, и какое!

Когда я вернулся в город, очень часто вспоминал Степаныча. Мне было трудно увязать воедино то, что он говорил, и современную жизнь с её компьютерами, самолётами, телефонами, спутниками. С одной стороны, технический прогресс - это хорошо, но с другой...

Мы действительно потеряли себя, плохо себя понимаем, переложили ответственность за свою жизнь на родителей, врачей, правительство. Может, поэтому и не стало по-настоящему сильных и здоровых людей. А вдруг мы действительно вымираем не понимая? Мы-то навоображали, будто стали умнее всех, потому что техника у нас необыкновенно разнообразна.

А получается, что из-за техники мы себя теряем.

Семейские живут отдельными поселками, у них очень строгие обычаи. Женщины и по сей день ходят в сарафанах до пят, а мужчины носят косоворотки. Это очень спокойные и доброжелательные люди, но ведут они себя так, что лишний раз к ним не сунешься.

Просто болтать они не будут, ни разу мы такого не видели. Это очень работящие люди, никогда без дела не сидят. Сначала это как-то напрягало, потом мы привыкли. А позже мы обратили внимание на то, что все они здоровые и красивые, даже старики.

Наши работы проходили как раз по территории их поселка, и чтобы как можно меньше беспокоить жителей, нам дали в помощь одного деда, Василия Степановича. Он помогал нам делать замеры - очень удобно и нам, и жителям. За полтора месяца работы мы с ним подружились, и дед много интересного нам порассказал, да и показал тоже.


Конечно, о здоровье тоже разговорились. Степаныч не раз повторял, что все болезни от головы. Однажды я к нему прицепился с требованием объяснить, что он под этим понимает. А тот ответил вот что: «Давай возьмём вас, пятерых мужиков. Да я по одному запаху ваших носков скажу, что вы думаете!» Нам стало интересно, и тут Степаныч нас просто огорошил.

Он сказал, что если у человека сильно пахнут ноги, то самым сильным его чувством является желание все дела отложить на потом, сделать их завтра или еще позже. А ещё сказал, что мужики, особенно современные, ленивее баб, и потому у них ноги пахнут сильнее. И добавил, что не надо ему ничего объяснять, а лучше честно самому себе ответить, так это или нет.

Вот так, оказывается, влияют мысли на человека, и на ноги тоже! Ещё дед сказал, что если у стариков начинают пахнуть ноги, то, значит, мусора в организме скопилось много и следует поголодать либо строго попоститься с полгода.

Стали мы пытать Степаныча, а сколько же ему лет. Он всё отнекивался, а потом и говорит: «Вот сколько дадите - столько и будет». Мы стали думать и решили, что ему лет 58-60. Много позже мы узнали, что ему 118 лет и что именно по этой причине он был отряжен помогать нам!

Выяснилось, что все староверы - люди здоровые, к врачам не ходят и лечат себя сами. Они знают особый массаж живота, и каждый сам себе его делает.

А если пошло недомогание, то человек разбирается вместе со своими близкими, какая мысль или какое чувство, дело могли вызвать хворь. То есть он пытается понять, что не так в его жизни. Затем начинает голодать...., а уж только потом пьет травы, настои, лечится природными веществами.

Староверы понимают, что все причины болезней у человека в голове.

По этой причине они отказываются слушать радио, смотреть телевизор, считая, что такие устройства засоряют голову и делают человека рабом: из-за этих приборов человек перестает думать сам. Они считают самой большой ценностью собственную жизнь.

Весь уклад жизни семейских заставил меня пересмотреть многие свои взгляды на жизнь. Они ни у кого ничего не просят, а живут хорошо, с достатком. У каждого человека лицо светится, выражая достоинство, но не гордыню. Никого эти люди не обижают, не оскорбляют, матом никто не ругается, ни над кем не подшучивает, не злорадствует. Работают все - от мала до велика.

Особое почтение к старикам, молодые не перечат старшим. Особо у них в почете чистота, причем чистота во всем, начиная с одежды, дома, кончая мыслями и чувствами. Если бы вы видели эти необыкновенно чистые дома с хрустящими занавесками на окнах и подзорами на кроватях! Всё моется и скоблится дочиста. Животные у них все ухоженные.

Одежда красивая, вышитая разными узорами, которые являются для людей защитой. Об изменах мужа или жены просто не говорят, поскольку там этого нет и быть не может.

Людьми движет нравственный закон, который нигде не писан, но каждый его чтит и соблюдает. А за соблюдение этого закона они получили в награду здоровье и долголетие, и какое!

Когда я вернулся в город, очень часто вспоминал Степаныча. Мне было трудно увязать воедино то, что он говорил, и современную жизнь с её компьютерами, самолётами, телефонами, спутниками. С одной стороны, технический прогресс - это хорошо, но с другой...

Мы действительно потеряли себя, плохо себя понимаем, переложили ответственность за свою жизнь на родителей, врачей, правительство. Может, поэтому и не стало по-настоящему сильных и здоровых людей. А вдруг мы действительно вымираем не понимая? Мы-то навоображали, будто стали умнее всех, потому что техника у нас необыкновенно разнообразна.

А получается, что из-за техники мы себя теряем.
 


Братство.Единство - я желаю Всем.

Есть одна религия- религия СОЛНЦА

Сообщение отредактировал
 
 
Viktor-FBU Дата: Среда, 05.12.2018, 14:35 | Сообщение # 14
Я есмь СВЕТ
Группа: Администраторы
Сообщений: 3594
Репутация: 6
Статус: Спят

О семейскихСемейские в Бурятии. Старообрядцы Забайкалья. Яркая и древняя ветвь русского народа. В Забайкалье история старообрядцев началась в 18 веке. По указу Екатерины II от 1762 г. они могли селиться «особливыми слободами», жить по своим правилам,.. им давались от всех податейф и работ льготы на 6 лет. Началось массовое переселение бежавших ранее за границу старообрядцев из Польши в Сибирь. Так появились «семейские» староверы.

К концу XVIII века Западное Забайкалье благодаря переселенным сюда старообрядцам с их недюжинным трудолюбием и земледельческим талантом становится житницей края. Они первыми в Сибири стали обрабатывать землю плугами.

В настоящее время семейские проживают в Бичурском, Мухоршибирском, Тарбагатайском, Заиграевском, Хоринском, Кижингинском, Еравнинском и других районах Бурятии.

На протяжении веков старообрядцы сохраняют обычаи, нравы и веру своих предков, обособляясь от окружающего населения. Своеобразие культуры этого народа оформилось не сразу. Истоки ее в Древней Руси. Некоторые особенности формы материальной культуры, в частности специфику животноводства, они заимствовали у бурят. Говор у старообрядцев Забайкалья акающий, южнорусский, часть украшений тоже южнорусского происхождения, а в одежде и жилище семейские сохраняют центрально-северорусские традиции.

Самобытность культуры семейских полно отразилась в архитектуре. В ряду сибирских поселений живописные семейские села имеют особый «лик», узнаваемый даже неискушенным наблюдателем. Длинные многокилометровые улицы, повторяющие причудливые изгибы естественного ландшафта, застроенные добротно срубленными жилыми домами, обнесенные высокими заплатами, создают неповторимый колорит семейского поселения.

Феномен этой архитектуры невозможно объяснить одними только архитектурными формами или глубокими исторически сложившимися стоительными традициями. В элементах декоративного убранства жилых домов – оконных наличниках, пропильных подзорах карнизов, рельефной резьбе – зачастую узнается «почерк» городских мастеров или мастеров из близлежащих русских старожильческих и бурятских поселений. Шестистенные дома-связи или пятистенки, так им полюбившиеся, повсеместно встречаются в сибирских деревнях и селах. Чистота жилища у семейских, отмечаемая многими исследователями, тесно взаимосвязана с представлениями о его красоте. Стены жилища внутри и снаружи, потолок мылись, «скреблись», «шеркались дрясьвой», то есть крупным песком, по нескольку раз в год, в основном при подготовке к большим религиозным праздникам – Троице, Покрову. Пол, состоящий из широких добротных плах, шеркался до белизны и покрывался сухой травой или песком для сохранения его чистоты. Сегодня в семейских избах полы застилаются половиками. Особое место – красный угол, в котором размещались иконы. Семейские бережно хранили и хранят поныне, передавая их из поколения в поколение.

Отдельного внимания заслуживает домовая роспись. Сибирская домовая роспись – одно из интереснейших явлений в русской крестьянской живописи. Обилие разнообразного леса в Забайкалье и сравнительно высокий уровень экономического благосостояния семейских способствовали быстрому возрождению искусства росписи и дальнейшему его развитию. Домовая роспись тесно связана с бытом и культурой семейских, с той необычной любовью к яркости и полихромности, которая проявляется во всем до настоящего времени, начиная с украшения жилья и заканчивая яркими женскими нарядами. Придавая большое значение наружной красоте жилища, семейские в украшении его широко использовали полихромную раскраску и роспись, получившие в самый короткий срок широкое применение. Раскраска и роспись, заметно потеснившие резьбу, существуют и сегодня. Сложная рельефная и плоскорельефная резьба, резное апплике и пышная пропильная резьба на наличниках, на подкрышных фризах и на полотнищах ворот раскрашивались цветными красками синий, красный, зеленый, голубой, белый и другие цвета, иногда с соблюдением гармонии и тона, но чаще использовали контрастные тона, не сочетающиеся между собой. Фон над пропильной резьбой делали темным (синим, зеленым), а резьба окрашивалась в светлые тона (белый, голубой, желтоватый).

Переселяясь за Байкал, в числе самого необходимого семейские везли с собой древние фолианты. Рукописи и книги, изданные еще до раскола, бережно хранились в каждой семье и передавались из поколения в поколение. Большую часть бытовавших в Забайкальском регионе славяно-русских книг составляют печатные издания. Семейские очень любят петь. В протяжных песнях раскрываются самобытные черты – многоголосное исполнение и использование внутриголосовых распевов. Протяжная многоголосая песня – основное достояние культуры семейских, их гордость за то, что они сохранили и пронесли сквозь века. И сегодня звучат старинные песни в семейских селах, и сегодня много среди семейских музыкально-одаренных людей. Они поддерживают песенные традиции родных мест, сохраняют старинное исполнительское мастерство своих предков.

В силу своих религиозно-этических и этнических убеждений семейские сохранили в своем образе жизни очень много привлекательных черт: крепость нравственных устоев, культ семьи и почитание старших, завидное трудолюбие, добротно срубленные дома, национальную одежду, старорусские обычаи и обряды, книги и иконы дониконианского письма.

Народное искусство семейских – одно из ярких явлений в культуре России. Старообрядцы являются не только хранителями русской старины, но и носителями тех русских традиций, благодаря которым Россия сохраняет свое лицо. Одежда семейских. Семейские и сейчас являются хранителями уникальных форм древнерусской одежды. Одежда для зимы и осени – курмушка. Сначала шилась тужурка, затем настеживалась теплая часть из шерсти, покрывалась теплым материалом, обычно бурого цвета. Потом пришивалась нижняя часть, пышная, состоящая из множества сборок. Затем – рукава. Курмушка застегивалась на крючки, изготовленные из меди.

На специальных станках делали пояса с самыми разными рисунками, которые придумывали сами. Семейские держали овец разных пород. С них стригли шерсть, сами пряли и вязали носки, варежки, шали, кофты, перчатки, чулки. Сами же делали сукно для фуфаек. Ткали его из пряжи, потом накатывали. Кипятили воду в большом корыте, замачивали сукно кипятком, потом вытаскивали на деревянную решетку. Обычно четыре человека терли сукно о решетку (по два человека с двух сторон), процесс повторялся несколько раз. Фуфайки шили стеганные ватные и носили два-три года.

Не знали семейские в прошлые времена, что конопля – наркотик. Коноплю сеяли и выращивали для изготовления веревок, канатов, особые мастера делали нитки. Этими нитками шили обувь – ичиги и тапочки из кожи. Ичиги шили будничные и праздничные, украшали их праздничными рисунками, лентами, кусочками кожи. В XX веке и сейчас верхняя зимняя одежда – это различные варианты полушубков и шуб. В дальнюю дорогу сверху накрывались дохой. У мужчин – меховые шапки-ушанки, войлочные колпаки, на руках меховые рукавицы, на ногах теплые унты из меха косули или овцы, валенки из грубой шерсти. Весной и осенью раньше мужчины носили зипуны, сотканные из грубой шерсти, подпоясывались веревочкой, простым ремешком, матерчатым кушаком.

Весной и летом, и даже зимой чаще рабочей обувью служили ичиги. Зимой в дальнюю дорогу на ичиги надевали просторные меховые пимы. Преобладала одежда из хлопчатобумажных тканей и холста, темно-серых холодных цветов.Исключение составляли праздничные женские шали, полушалки, сарафаны, кофты. Будничная одежда женщин, их головные уборы однообразны: белый, темный платок, темная шаль. Брюки, мягкие штаны или трусы женщинам были стого-настрого запрещены. Сарафаны, юбки и платья закрывали ноги до щиколоток. Мужчинам на зиму чаще шили толстые ватные штаны, реже из овчины или меха косули. Кичка – незаменимая деталь одежды семейской женщины. Она вышивалась под золото выпуклой гладью.

Пояска – неширокая полоска внизу кички вышивалась бисером в восем ярусов. Отделкой кичек занимались самые искусные мастерицы. Вверху кички (посередине) пришивали украшение из цветных ниток – пучек. Рубаха, сарафан, запан не вышивались, их только украшали особым швом – художественным, по-другому – расшивкой. Запан расшивали художественной строчкой.Тарбагатайские старообрядцы.

Район образован 1 октября 1923 г. На территории района площадью 2836 кв. километров проживает около 30 тысяч человек. Основные жители – русские, в основном старообрядцы. Районный центр – с. Тарбагатай, расположен в 52 км. от Улан-Удэ. К юго-западу от Байкала тоненькой ниточкой тянется главная водная артерия священного озера-моря – Селенга.

Собираясь в гости, в Тарбагатайский район, вы поедете Московским трактом по правому берегу Селенги. Пятьдесят км. неповторимых пейзажей, и вы в старинном семейском селе Тарбагатай. Название района и его центра происходит от бурятского слова «тарбаган», что в переводе означает «сурок» - зверек, который обитает в этих краях повсеместно. В 22 селах и деревнях района, раскинувшихся вдоль ручьев и небольших речек, берущих свое начало в таежных хребтах, проживает около 18 тысяч человек. Это в основнов русское старообрядческое население.

Когда-то предки нынешних семейских жили в южных и центральных областях России, но после церковной реформы (раскола) во избежание репрессий вынуждены были бежать за границу. Так они оказались в Польше в местечках Стародубье и Ветка. Польские паны выделили им земельные неудобья и за исправно вносимый налог закрыли глаза на все остальное. В Ветку потянулся беглый люд и вскоре она стала центром старообрядчества и инакомыслия, собрав под свою опеку более ста тысяч человек. Пришедшая к власти Екатерина Вторая отобрала у Польши земли, принадлежавшие ранее России. Ветковцы становятся подданными Российской империи.

Екатерина Вторая была мудрым политиком и выселение старообрядцев не было ее простой прихотью. В середине 17 века огромные территории Сибири были пустыми, образованные границы с Китаем, Монголией охраняли казаки, на серебряных и золотых приисках работали каторжане. Всех надо было обеспечивать продовольствием. Вот эту-то задачу и возложила Екатерина на «польских колонистов».

Особую пестроту и яркость в картину Забайкалья внесли поселенные старообрядцы, выведенные из Заднепровья. С их водворением началось более интенсивное освоение девственных мест этого края. Насильственно приведенные люди, владея большим сельскохозяйственным опытом и поразительным трудолюбием, уже через некоторое время заслужили признание. «Они и камень сделали плодородным», - говорил о них иркутский губернатор Трескин.

Семейские хорошо знали и соблюдали родственные связи. Браки между родственниками были запрещены до 8-го колена, а естественный прирост населения у семейских был самым высоким в Забайкалье: женщины рожали от 10 до 24 детей. Полное отражение самобытная культура семейских Забайкалья нашла в архитектуре. В ряду сибирских поселений живописные семейские села имеют особый «лик», узнаваемый даже неискушенным наблюдателем. Их всегда отличала неистребимая потребность в красоте, выраженной в яркости и буйстве красок. В избах забайкальских старообрядцев всегда очень чисто и опрятно. Пол застилается коврами – половиками, а раньше посыпался песком. Особое место занимал красный угол, в котором размещались иконы. Тут же на угловом столике стояла кадильница, лежали свечи, на стене висели «лестовки» (четки) и «подрушники» - подручники, сшитые из ласкутсков четырехугольные подушечки, которыми пользовались при земных поклонах. Вправо и влево от божницы идут широкие деревянные лавки или расставлены стулья. Перед ними стоит обеденный стол. У стены, в стороне, обычно стоит столик, накрытый «базарской» скатертью, перед столиком висит зеркало, по обеим сторонам которого свисают концы «рушника» - полотенца. В углу у входа стоит кровать, украшенная рисунками и резьбой. Над кроватью – высокие полати, на которой зимой спала большая часть семейства. В противоположном углу, как правило, находилась большая русская печь, опечек которой разрисовывался разными цветами и птицами. Помещение перед печью – куть, часто отделялось «заборкой» - перегородкой из досок или занавеской. Между печью и боковой стеной было небольшое помещение – «запечка», где хранилась вся необходимая домашняя посуда.

Частью русской фольклорной традиции является фольклор старообрядцев. Эта культура вызывает особый интерес, так как в ней сохранились элементы культуры допетровской Руси. Ярче всего они проявляются в таких жанрах фольклора семейских, как обрядовая поэзия (календарная и семейно-бытовая), протяжная, или проголосная, песня и духовные стихи. В районном доме культуры с. Тарбагатай и средней школе с. Куйтун расположены музеи семейских. Переселяясь за Байкал, семейские в числе самого необходимого везли древние фолианты. Рукописи и книги, изданные еще до раскола, имелись в каждой семье, бережно хранились в каждом поколении. В среде старовоеров сохранились многие памятники культуры и древнерусской письменности. Археологи и этнографы собрали у них замечательные материалы: древние книги и рукописи, предметы быта и обихода, образцы старинной одежды, найдены уникальные иконы. Красива и неповторима тарбагатайская земля… Люди этих мест в большинстве своем, сохранили традиции и культуру предков. Сомобытность этих мест удивляет и радует всех гостей района. «СПЯЩИЙ ЛЕВ».

Одно из знаменитых мест в окрестностях Тарбагатая – гора Омулевка, высокий утес которой устремляется прямо в воды Селенги. Возле этих скал рыбаки точно знали, где находится удобное улово – омуль всегда заходил сюда в нерестовый период. У горы есть еще одно название – «Спящий лев». На гору тракт поднимается по склону довольно-таки крутым подъемом, поэтому, оглянувшись, можно увидеть спящего льва: его голова с косматой гривой покоится на лапах, видна мощная спина, а дорога у склона похожа на львиный хвост. С вершины Омулевки открывается красивейший вид на Селенгу. Склон сплошь покрыт редкими почвопокровными растениями, многие из которых занесены в Красную книгу.

Кроме того, это место боя гражданской войны партизан с семеновскими карателями, в память о котором в Тарбагатае есть музей. Местной книжно-рукописной традиции около 200 лет. Однако наиболее ранние рукописи – Минея и Псалтырь датируются 16 веком. Известны рукописные Евангелия, Апостолы, другие богослужебные книги. В настоящее время ведутся работы по реконструкции таких библиотек. Наиболее значительное – собрание белокриницкого епископа Иркутского и Дальневосточного Афанасия, имевшего в 1920-х гг. резиденцию в Тарбагатае. КЕРЕКСУРЫ. В тарбагатайском районе сохранились степные ландшафты – плиточные могилы, появившиеся в эпоху бронзы во второй половине 2 тыс. до н.э. и просуществовавшие до середины 1 тыс. до н.э. Плиточные захоронения чаще всего хорошо видны издалека – почти у каждой сопки с южной стороны можно заметить вертикально стоящие плоские камни в форме ящика.

Самые крупные камни расположены по углам. В нескольких километрах юго-западнее с. Барыкино, в урочище Хайласын, сохранился комплекс памятников Барыкино, в числе которых могильник «Хайласын». В 5-6 км. западнее села Нижний Жирим, в 2 км. от правого берега Селенги, в местности Баргай, на южном и восточном склонах горы Острая сопка покоится могильник «Баргай». Комплекс памятников, датированный этим периодом, находится около с. Надеино. В полукилометре северо-западнее села – южная сторона Павловой горы (Писаница 1). В 500 метрах южнее писаницы на Павловой горе, на южной стене пещеры и на плоскостях расщелины располагается писаница 2.
\

В полуторакилометрах от Павловой горы хранит историю могильник. В эпоху бронзы на территории Бурятии жили не только племена, оставившие плиточные могилы. Большой интерес представляет загадочный и мало исследованный пласт древних памятников – курганы-керексуры. Если культура плиточных могил в какой-то мере связана с восточными традициями, то керексуры вместе с людьми, их построившими, «пришли» в Бурятию с запада. Это каменные курганы высотой от 30-40 сантиметров до 1,5 – 2 метров с круглыми и квадратными оградками из камней. В 500 метрах лт дороги на Тарбагатай у каменной гряды между камнями сохранились эти исторические памятники.http://www.jassotour.ru/info/about-semeisk/
 


Братство.Единство - я желаю Всем.

Есть одна религия- религия СОЛНЦА

Сообщение отредактировал
 
 
Viktor-FBU Дата: Среда, 05.12.2018, 14:36 | Сообщение # 15
Я есмь СВЕТ
Группа: Администраторы
Сообщений: 3594
Репутация: 6
Статус: Спят

  • О Русской Православной Старообрядческой Церкви - http://www.semeyskie.ru/news.html






  • НАПЕЧАТАН ПЕРВЫЙ КАРМАННЫЙ КАЛЕНДАРЬ ИЗ СЕРИИ "СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ХРАМЫ"


  • Декабрь. г. Москва.Газета "Община" и сайт "Семеские - староверы Забайкалья" совместными усилиями выпустили карманный календарь из серии "Старообрядческие храмы" на 7518/2010 год. Это первый календарь новой серии. На нем изображен Свято-Троицкий (Введенский) храм села Пристань Артинского района Свердловской области.Введенский храм в селе Пристань был освящен в 1908 году. 


  • Во время пожара 1980 года, начавшегося от непотушенного свечного огарка, пострадал антиминс. Правда, окончательно не сгорел, но сам храм освящать пришлось снова. В 1981 году на праздник Пресвятой Троицы архиепископ Никодим вновь освятил церковь. С тех пор старообрядцы Пристани отмечают два престольных праздника - Введение и Троицу.Настоятель храма - о.Иоанн Устинов. У него много духовных детей в Екатеринбурге, Арти, окрестных селах, поэтому в посты и на престольные праздники здесь всегда много гостей: староверы едут к отцу духовному.


В 2007 году у отца Иоанна был двойной юбилей: Великим постом исполнилось 25 лет служения в сане священника и 20 лет, как он служит на Пристани.В Москве, в розницу, календари можно приобрести на Рогожском и в лавке храма святителя Николы на Белорусском вокзале.ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА В СЕЛЕ АФАНАСЬЕВО

24 декабря. с. Афанасьево. Кировская область.В неделю святых праотец Преосвященнейший митрополит Корнилий освятил храм во имя святых верховных апостол Петра и Павла в селе Афансьево Кировской области. Владыке сослужили иерей Олег Волокитин (г. Омутнинск), иерей Роман Носков (с. Балаки), протодиакон Виктор Савельев (г. Москва). О. Роман, служивший ранее в с. Балаки, определен настоятелем храма афанасьевской общины и окормляющим приходов с. Балаки и с. Кувакуш.Афанасьево - один из районных центров Кировской области.

В деревнях и поселках, расположенных на берегу Камы, издревле проживало много старообрядцев. Из окрестных селений люди переезжали в районный центр - так в Афанасьево образовалась большая старообрядческая община.Освящение храма свв. апп. Петра и Павла в с. Афанасьево Кировской областиВ 2006 году общине был выделен участок земли под строительство храма.
\
На средства благотворителей и прихожан началось возведение деревянной церкви.В настоящее время большая часть внешних строительных работ завершена. Продолжается украшение храма иконами и утварью.После Божественной Литургии, Высокопреосвященнейший митрополит Московский и всея Руси Корнилий, поздравил прихожан с долгожданным торжественным событием и преподнес в подарок аналойный образ апостолов Петра и Павла.

www.rpsc.ru 
Братство.Единство - я желаю Всем.

Есть одна религия- религия СОЛНЦА

Сообщение отредактировал
 
 
Приветствуем Вас на форуме Новое Человечество » НАШ МИР » Сибирь - регион Шестой РАСЫ » CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ (Морально-этические традиции, культура, обычаи...)
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Поиск:

 

 

 

 
 
 
 
h










 
 
 

 
 Перейти на сайт Новое Человечество

 
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Copyright MyCorp © 2024 | Хостинг от uCoz