перейти на сайт

Мой профиль | Выход Мягкой поступью, святыми стопами Вы вошли как прохожий Группа"Гости"

 
             Приветствую Вас на форумах сайта "Новое Человечество" о богоподобный.. прохожий!




                                                        Включить радио : Celtic : Шри Чинмой :

  • Страница 1 из 1
  • 1
Приветствуем Вас на форуме Новое Человечество » НАШ МИР » Сибирь - регион Шестой РАСЫ » Покровитель Кяхты-Троицкосавска – святитель Савва Сербский
Покровитель Кяхты-Троицкосавска – святитель Савва Сербский
vera Дата: Суббота, 12.12.2020, 03:16 | Сообщение # 1
никто и ничто
Группа: Модераторы
Сообщений: 2252
Статус: Спят

Небесный покровитель Кяхты-Троицкосавска – святитель Савва Сербский

Деяния святителя Саввы при жизни снискали ему великую любовь народа. Все дивились мудрости его ума, богатству его знаний, чистоте его жизни, благородству его сердца и величию его души.

Город Троицкосавск был назван в честь святого Саввы в день Святой Троицы основателем города Саввой Владиславичем - Рагузинским. В Троицком соборе был придел святителя Саввы. Наш небесный покровитель города Троицкосавска-Кяхты сам святитель Савва Сербский.

Святой Савва родился в то время, когда Сербия начала возвышаться и укрепляться под твердым и мудрым правлением его отца - великого жупана Стефана Немани. Стефан был справедливым правителем своего Отечества и ревностным христианином, его жена Анна не уступала мужу в добродетелях. У царственных супругов были дети - Вукан и Стефан. Прошли годы, и они пожелали иметь еще одного сына, обратившись с молитвой к Богу, которую подкрепили обетом после рождения сына отлучиться навсегда от супружеского ложа. Молитва была услышана, и благословенным плодом ее стал родившийся в 1169 году будущий святитель Савва, которого назвали Растко.

Пятнадцать лет Растко воспитывался под родительским покровом. По мере того, как юноша рос и мужал, все больше и больше проявлялись сокрытые в нем душевные и умственные дарования. Видя это, Стефан Неманя решил, что передаст в будущем управление государством в
руки Растко, веря, что он станет лучшим правителем. Стефан готовил своего младшего сына для роли мирского владыки, на тот стал владыкой духовным. В пятнадцать лет он получил от своего отца в удел Захолмскую область (современная Герцеговина), чтобы научиться всем премудростям управления, необходимым для наследника Престола. Но богатство и роскошь княжеского двора была чужда душе и уму молодого Растко. Он жил другой жизнью, часто посещал храмы, постился, много времени уделял молитве. 

Когда Растко исполнилось восемнадцать лет, его родители захотели, чтобы он вступил в брак, но в сердце юноши жила одна пламенная любовь к Богу и ревностное желание служить Ему одному. Растко задумался о полном отречении от мира. Он много слышал о Святой Горе Афон, о постниках и молитвенниках, населявших ее, к жупану приезжали иноки. Однажды Растко познакомился с русскими иноками, прибывшими из Афона. Княжич пригласил одного из гостей к себе и тайно расспросил его об образе жизни монахов на Святой Горе.

Картина безмятежной, душеспасительной жизни, свободной от всяких мирских забот, посвященной одной только молитве и благочестивому созерцанию, картина подвигов добродетелей афонских иноков восхитила благочестивого юношу, он захотел бежать на Святую Гору. В этом помог ему старец, который взялся довести его до Афона. Под предлогом охоты за оленями, Растко покинул дом отца, и, отделившись вместе со старцем от свиты, устремился на Афон. Когда исчезновение княжича было обнаружено, его родителям не трудно было догадаться, куда он, склонный к иноческой жизни, скрылся вместе с русским иноком. Стефан послал сановника с отрядом отыскать и вернуть сына. Военный отряд явился на Святую Гору и нашел беглеца в русском Пантелеимоновом монастыре. Растко был еще в мирской одежде, что обрадовало послов, которые стали его убеждать вернуться к отцу. Видя настойчивость послов, подкрепленную военной силой, Растко ответил: «Да будет воля Божия!». Обрадованные послы устроились отдыхать после долгого пути и обильной трапезы. В это время Растко вымолил у игумена благословение на пострижение в малый ангельский образ. Княжич произнес перед алтарем иноческие обеты, и игумен совершил постриг.

Проснувшиеся послы уже ничего не могли сделать. Они забрали с собой мирскую одежду, остриженные волосы и письмо юного инока к отцу. Так молодой инок поселился в русском Пантелеимонове монастыре, где снискал у братии большую любовь и уважение. В  летописях этого монастыря пребывание Растко Неманича, младшего сына Великого Сербского Жупана записано, как одно из самых больших событий, имевших место в
его истории. Вскоре он перешел в Ватопедский монастырь и там принял ангельский постриг с именем Саввы.

 Ревнивый инок пешком, босой  обошел весь Афон, увидев все его святыни, и полный умиления возвратился в Ватопед. Сильно ранили душу монаха Саввы письма родителей, которые молили его вернуться домой или навестить их на время. Но не хотел будущий святитель оставлять Афон даже на самый короткий период. Его сердце возгорелось благочестивым желанием того, чтобы все то, что он нашел на Святой Горе Афон, сделалось достоянием его народа, он хотел, чтобы та же высота веры, христианской жизни и духовного просвещения была перенесена к нему на Родину, в Сербию. И вот после трехлетнего пребывания в монастыре, Савва понял, что своим примером, своим подвижничеством, он уже подготовил необходимую почву, на которой другие сербы смогут подвизаться в пламенном служении Господу. И тогда он берется за перо, пишет своему престарелому отцу письмо, предлагая ему отказаться от царской власти, всецело обратив свои помыслы к Господу, приглашая его к себе в монастырь для совместной иноческой жизни.

Стефан, собрав вельмож и выборных из всего своего народа, объявил письмо сына и свое желание отречься от
мира и царства. Несмотря на все моления и слезы подданных 25 марта 1195 года Неманя сложил с себя достоинство великого жупана, передав правление сыну Стефану, и вступил в монастырь Студеница, им основанный. Здесь он и принял постриг с именем Симеона. Супруга его Анна также приняла иноческий образ с именем Анастасии. Пробыв некоторое время в Студеницах, монах Симеон отправился к сыну на Афон, за ним последовали многие из знатных сербов.

По прошествии некоторого времени Симеон и Савва отправились в Карею (центр управления афонскими монастырями), чтобы испросить небольшой участок земли, на котором можно было бы построить обитель для сербов. Получив на это благословение, они осмотрели Святую Гору, и нашли на берегу моря развалины покинутого монастыря Хиландария, где и решили основать новый сербский монастырь Хиландар. На средства, присланные новым великим жупаном Сербии Стефаном, монастырь был быстро восстановлен, и в 1198 году в него переселились Савва, Симеон и первые иноки из сербов. Но необходимо было еще получить одобрение Византийского императора, на земле которого находился Афон, надо было юридически закрепить право сербов на Хиландар. Савва отправился в Константинополь.

Император Алексей своим императорским Указом в 1198 году возвел Хиландар в статус самоуправляющегося монастыря. Наделив Савву многими дарами и вручив ему игуменский посох, император отпустил инока обратно на Святую Гору. Богу было угодно еще больше привязать Хиландар к сербской земле и сербскому сердцу, освятив эту обитель могилой первого сербского господаря Стефана Немани, ставшего смиренным иноком Симеоном.

Преподобный Симеон только 8 месяцев прожил в Хиландаре. Чувствуя скорую кончину, он спешил сделать последние распоряжения, просил сына усилить молитвы за него, а после смерти перенести прах в Сербию, просил не оставлять Сербскую Церковь, так нуждающуюся в попечении. Старец Симеон вознёс хвалу Господу. Хвала Господу была его последним словом. Вдруг воздух наполнился  благоуханием - это была минута смерти преподобного. Опечаленный Савва похоронил своего отца в Хиландаре. Савва принял на себя управление Хиландаром, оставленным на его попечение заветом отца. После того, как Савва окончил свой труд по составлению Устава монастыря, он был рукоположен в диакона и пресвитера. Савва написал житие своего отца - преподобного Симеона. По милости Господа были открыты святые мощи его отца.

Во время утреннего богослужения храм вдруг наполнился благоуханием; было слышно, как будто тихий
ветер исходил из гроба святого. Новоявленный святой совершил много чудес. Одержимые духами нечистыми и разными болезнями от прикосновения к его гробу и помазания миром получали исцеление. И не только от мощей, но и от настенного изображения преподобного Симеона истекало чудотворное миро. Принимая во внимание все эти чудеса, Собор Афонских иноков причислил преподобного Симеона Мироточивого к лику святых. Савве Собор поручил составить стихиры и канон преподобному Симеону, и описать его чудеса. Савва подробно сообщил обо всем, что совершилось на Афоне, своему брату великому жупану Стефану в Сербию. Он послал на Родину миро от гроба прославленного родителя, описание его чудес и службу преподобному.

Жупан Стефан Неманя передал свою Державу среднему сыну - Стефану. Старший Вукан покорился воле своего отца, подчинился младшему брату, но переносил это с большим недовольством. При помощи венгров Вукан отнял у брата Далмацию и Диоклию, объявив себя в 1202 году при поддержке Папы Иннокентия III королем. Стефан с трудом удерживал за собой только одну Сербию. Земля Сербская страдала, текла обильно братская кровь, опустошались поля, сжигались деревни. В таком тяжелом положении Стефан писал Савве на Афон, чтобы тот ради спасения Сербии перенес мощи их святого отца на Родину. Эти вести отзывались страшной болью в сердце святого Саввы. По призыву брата архимандрит Савва поднимает из раки тело своего отца, которое, несмотря на семилетнее пребывание в гробу, осталось нетленным, и с великими трудностями, через земли, где господствовали смуты и междоусобные войны, благополучно прибывает в сербские пределы. На границе Сербского государства в 1206 году тело своего святого отца с великими почестями встретили оба брата - Стефан и Вукан. В день памяти преподобного Савва испросил у Господа такое же излияние святого мира, какое бывало на Святой Горе. Целый год провел Савва в Студеницком монастыре, пребывая в молитвах и размышлениях о судьбах своей страны. Он видел, какие страшные раны нанесли государству междоусобицы. Он повсюду воздвигает церкви в монастыри; на перекрестках дорог ставит изображения креста Господня, чтобы православные христиане, видя их, чаще обращали свои помыслы к небу. Он вместе с братом Стефаном приступает к строительству знаменитого Жичского монастыря, который потом стал резиденцией Сербского Архиепископа. К подвигам иноческим он присоединил труды пастырские и апостольские. Он неоднократно обращается ко все еще враждовавшим братьям, требуя от них христианского примирения, которое принесет мир измученному войнами народу и вновь укрепит Православную Церковь в Сербии. И братья были вынуждены окончательно прекратить вражду, благодаря такому ангелу-примирителю.

Когда на его Родину надвигался враг, Савва умел предупреждать кровопролития. Он не боялся идти в стан врага и силой своего красноречия, разумностью своих доводов умел предотвращать войны.  Уже при жизни святой Савва сподобился дара чудотворений. Однажды в Студенецком монастыре он увидел расслабленного, который в беспомощном состоянии просил милостыню, воспевая псалмы. Савва прослезился, перенес расслабленного в храм к иконе Спасителя, вознес о болящем горячую молитву, помазал его миром от раки святого Симеона и разрешил от грехов. Расслабленный был исцелен. Весть об этом чудесном исцелении разнеслась по всей Сербии. Больные из разных мест устремились в Студенецкую Лавру к святому Савве за исцелением. Святой молился, мазал больных миром от раки своего родителя, и они получали исцеление. Савва добивался самостоятельности Сербской Церкви. Силой красноречия и убедительностью приводимых доводов он достиг своей цели. Приняв во внимание дальность расстояния Константинополя от Сербии, постоянную угрозу со стороны Запада и хорошее отношение к Савве императора, Патриарх выдал грамоту, по которой в Сербии учреждалась независимая Архиепископия. Первым Архиепископом Патриарх поставил самого Савву, это произошло в 1219 году. Когда совершалась архиерейская хиротония святителя Саввы, то на него сошел Небесный Свет, и озарил его так, что святитель сделался весь огненный и световидный. Он также добился того, что Сербская Церковь получила в будущем право избирать своего Предстоятеля на Соборе местных епископов. Сербская Церковь стала в ряд других автокефальных Церквей.

 После окончания этого  великого дела Савва отправился на Афон. Немало слез пролил он, разлучаясь со Святою Горой. Всю дорогу святитель скорбел по оставленному им Афону. Однажды ему явилась во сне Пресвятая Богородица и сказала: «Встань и иди усердно на дело, на которое ты избран, не колеблясь сомнениями; ибо все те будет споспешествовать во благое». Для управления Церковью ему были нужны гражданские и церковные законы. Святитель Савва по пути остановился в греческом городе Солунь, где занялся переводом с греческого языка, которым он в совершенстве владел, на славянский язык большого числа книг.

Результатом его трудов стало появление в свет на славянском языке Кормчей книги, которой впоследствии воспользовались для церковного управления не только сербы, но болгары и русские. Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1272 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих -   Рязанская Кормчая 1284 года. Она легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1650 году и с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу Православия.
Вся Сербия радовалась возвращению святителя Саввы в сане Архиепископа. На границе Сербии ему была устроена торжественная встреча. Стефан не смог лично принять участия в торжествах, так как был болен. Святитель Савва прибыл к брату и чудесно его исцелил от недуга.

По возвращении на Родину Архиепископ Савва занялся устроением Церкви. В Жиче он торжественно возложил на правителя Сербии Стефана королевский венец, помазал его святым миром и одел в багряницу. По этому случаю состоялся Церковно-народный Собор, к участникам которого Сербский Архиепископ Савва обратился с такими словами: «Как я принял первосвятительскую власть и был поставлен во главе Сербской Церкви, так и он (Король Стефан), который по милости Божией управляет вами, должен быть коронован королевским венцом в честь и похвалу вашу». Так святитель Савва венчал на Царство своего брата Стефана, который с этого времени стал именоваться Первовенчанным. Коронация Стефана имела большое церковно-государственное значение: она укрепила династию Неманичей, показала огромную роль Сербской Православной Церкви и лично святителя Саввы в деле подъема и укрепления национального и религиозного духа сербского народа.

Так братья достойно служили каждый на своем месте Господу и сербскому народу. Когда пришло время умирать престарелому королю Стефану, святитель Савва перед смертью постриг его в монахи с именем Симона. Прах короля Сербии был положен в Студенецкой Лавре рядом с ракой его отца преподобного Симеона Немани. Новым сербским королем стал сын Стефана Первовенчанного Радослав.

Через 10 лет управления Церковью в качестве Архиепископа Сербского святитель Савва в 1229 году передал управление Сербской Церковью своему ученику - наместнику Жичского монастыря архимандриту Арсению и отправился в паломничество по святым местам. По возвращению святитель продолжал с прежним рвением управлять своей Церковью. И милость Божия не оставляла Сербию. Созвав Собор в Студенецкой Лавре в день памяти кончины Стефана Первовенчанного, после богослужения и молебного пения, святитель Савва открыл гроб усопшего брата, в котором были обретены его нетленные мощи, наполнившие храм благоуханием. Велика была общая радость от увиденного и испытанного. Тогда святые мощи короля Стефана, брата святителя Саввы были торжественно перенесены в кафедральный Жичский монастырь.
Четырнадцать лет (1219-1233) святой Савва управлял Сербской Церковью. За это время он укрепил в своей стране Православие. Он передал свою власть ученику-иноку Арсению. Для этого Савва созвал в Жиче Собор епископов, которому сообщил о своем решении. Собор одобрил это решение, и Арсений в 1233 году был посвящен в Архиепископа Сербского.

Святитель Савва вновь отправился в паломничество по святым местам. Ему было уже более шестидесяти лет. В пути он заболел. Завершив свое путешествие по странам Востока, он направился на Родину. По пути он посетил своего друга и родственника болгарского царя
Иоанна Асана в его столице Тырнове, где был принят с большими почестями. Тяжелое путешествие сильно подорвало телесные силы святого подвижника. В Тырнове на праздник Крещения Господня святитель Савва служил Божественную литургию, это была его последняя литургия. Сильную стужу этого дня не выдержало его ослабленное тело. Архиепископ Савва слег в постель. Чувствуя приближение смерти, он переслал на Родину дары, которые он вез с собой, и стал готовиться к христианской кончине. В ночь с 13 на 14 января 1235 года, причастившись, со словами «Слава Богу за все» испустил дух первый сербский Архиепископ святитель Савва. Было послано извещение Болгарскому царю, который повелел Болгарскому Патриарху Иоакиму торжественно похоронить святого Савву в храме Сорока Мучеников в Тырнове.

Царь приказал по случаю погребения святителя раздать из казны большую сумму золота нищим и убогим. Сам Савва перед смертью также завещал вещами и казной на свое погребение и поминовение в храм Сорока Мучеников.

Прошел год после кончины святителя. Тело его продолжало лежать в городе Тырново. Дважды король Владислав отправил в Болгарию посольство к тестю с просьбой перенести останки Саввы в родное Отечество. Но царь Иоанн, Патриарх и народ не хотели отпустить от себя останки святителя Саввы. Тогда он явился к тестю лично в сопровождении епископов и сановников. Но Болгарский царь не желал расставаться со столь дорогим для болгар гробом. Владислав у гроба святителя стал молить Господа преклонить сердце царя к исполнению его просьбы. Молитва была услышана. Ночью сам святитель явился во сне царю, повелевая ему отпустить мощи в Сербию. Испугавшись такого видения, царь призвал Болгарского Патриарха и советников, рассказал им о явлении святителя. Опасаясь навлечь на Болгарское царство гнев Божий, Иоанн согласился отдать мощи святого Саввы в Сербию. Король Владислав приготовил царскую багряницу и все необходимое для поднятия тела. При совершении службы святителю Владислав с епископами открыл могилу святого и увидел, что его тела
не коснулось тление. Волосы на голове и бороде были светлыми и целыми, и казалось, что святитель лежит и спит. Нетленное тело источало чудесное благоухание, прекрасный аромат которого почувствовали все, собравшиеся у могилы.

Вскоре в Тырново один расслабленный чудесно исцелился от досок, из которых был сделан гроб святителя. Это чудо принесло радость болгарам - чудотворная сила святого Саввы сохранилась на месте его погребения, даже после переноса его мощей в Сербию. Множество
чудес затем совершилось на том месте, где стоял гроб святителя Саввы в храме Сорока Мучеников. Мощи святителя были торжественно перенесены в монастырь Милешево. Спустя немного времени случилось явление святого Саввы одному из его учеников. Святитель повелел, что с того времени, как Господь взял его от мира земного, ему не надлежит пребывать во гробе, а необходимо лежать в храме открыто для всех. После явления Саввы вынули мощи из земли и положили их в деревянном ковчеге, поставив в середине храма Вознесения Господня.

Официальная канонизация святителя Саввы состоялась в 1775 году, но народ почитал его как святого с самого дня его кончины. Православные сербы дважды в год 14 января и 6 мая (старый стиль) торжественно празднуют память своего великого Первосвятителя и основателя Автокефальной Церкви. День 14 января считается днем сербского Просвещения. Русская Православная Церковь молитвенно чтит память святителя Саввы 12 января и 30 августа (старый стиль). Мощи святителя находились в Милешево до 1594 года, пока их оттуда не взяли турки. 27 апреля, желая истребить память о святителе, сожгли на Врачаровой горе в Белграде. Когда пламя коснулось святого тела, от костра до неба простерся столп в виде радуги, сияя разными цветами. На месте сожжения мощей сейчас воздвигнут величественный собор во имя святителя Саввы, один из самых больших в Европе.

Приказавший совершить кощунственное поругание мощей святого визирь Оттоманской империи Синан вскоре был убит в одном из сражений, а его непобедимое войско постыдно бежало с поля боя.
В Сербии говорят, что один из предприимчивых турецких воинов спрятал десницу Саввы и продал её сербам. Именно от этой святыни частица находится на деревянной иконе, которую подарил потомок Саввы Рагузинского серб Бранко Вукоманович нашему городу в собор Святой Троицы на юбилейном торжестве города Кяхты-Троицкосавска в 2013 году. Каждый может приобщиться в святыне в церкви Успения Божией Матери, где сейчас находится подаренная икона.

В Кяхтинском краеведческом музее в 2016 году состоялась презентация книги протоиерея Олега Матвеева. Книга называется «От храма к храму. Путешествия поРоссии и миру». В книгу вошли описания путешествий на Афон и в Сербию. Отец Олег сказал, что путешествие в Сербию начало берет со знакомства с потомком Саввы Рагузинского Бранко Вукомановичем, который приезжал на 285-летний юбилей города Кяхта в 2013 году. 

Именно сербы сказали, что город наш назван Троицкосавском в честь святого Саввы Сербского, а не Саввы Владиславича - Рагузинского, как предполагалось ранее. Отец Олег рассказал историю обретения мощей святого. Турки сожгли тело Саввы Сербского, но один предприимчивый турок спрятал часть руки святого, затем продал ее. Эта рука находится в монастыре Милешево в ковчеге. Вот откуда и происходит частица мощей Саввы Сербского. Частицу передал из своей многочисленной коллекции мощей разных святых серб Богдан для иконы, вырезанной из дерева мастером Иваном. Путешественникам из Кяхты в Сербии устроили удивительную встречу с Богданом и Иваном в день приезда. Это единственная частица мощей святого Саввы на всю Россию, предполагает отец Олег. Встречал россиян как самых дорогих гостей Бранко Вукоманович.

Отцу Олегу выпала честь стоять рядом с патриархом Сербским Иринеем в соборе в честь святителя Саввы. Отец Олег в конце службы подарил патриарху икону «Споручница грешных» от имени православных Кяхты-Троицкосавска и Бурятии. Фото памятной передачи иконы патриарху есть в книге. В церкви Успение Божией Матери висит огромная икона святителя Саввы, написанная на пожертвования прихожан.

В этом году исполняется 130 лет Кяхтинскому краеведческому музею имени Обручева. Совместно с региональной общественной организацией «Сербирия» планируется проведение круглого стола, посвящённого святителю Савве Сербскому, покровителю града Троицкосавска.

Надеемся также, что в этом году нас посетит серб Бранко Вукоманович.
В статье использованы материалы из источников интернета и собственных заметок о презентации книги отца Олега и юбилее города Кяхта.

Галина Мостовщикова, Кяхта.
17.02.2020
Источник:http://khtvesti.com/article....o-svoya
Газета "Кяхтинские вести".
Источник:
http://afonit.info/bibliot....erbskij
 


Вера, Надежда, Любовь

Сообщение отредактировал vera - Суббота, 12.12.2020, 03:39
 
 
Приветствуем Вас на форуме Новое Человечество » НАШ МИР » Сибирь - регион Шестой РАСЫ » Покровитель Кяхты-Троицкосавска – святитель Савва Сербский
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

 

 

 

 
 
 
 
h










 
 
 

 
 Перейти на сайт Новое Человечество

 
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Copyright MyCorp © 2024 | Хостинг от uCoz