Календарь иудейского праздника Песах. Справка
Иудейский праздник - Песах - праздник весны и свободы, в память о самом главном событии библейской истории, которое считается началом истории еврейского народа - Исходе из Египта и освобождении народа от 400-летнего рабства. Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли обетованной и построением собственного независимого государства. В библейские времена празднование Песаха сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца. Полагают, что в Песахе слились воедино два древних празднества - скотоводов и земледельцев; в библейский период он стал ассоциироваться с освобождением из египетского рабства.
Традиция связывает название "песах" с тем, что Бог "прошел" ("пасах", ивр.) мимо домов евреев в то время, когда Он наказывал египтян за отказ фараона отпустить еврейский народ. В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется "временем нашей свободы"; Тора именует его "Хаг Гамацот" - "праздник опресноков", ибо главная особенность Песаха - заповедь есть пресный хлеб - (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное ("хамец").
У праздника дата каждый год разная - в марте или апреле. Он начинается накануне 15 дня нисана (март - апрель) по еврейскому лунному календарю. и длится 7 дней в Израиле и 8 дней в странах диаспоры. Дата праздника по григорианскому календарю ежегодно объявляется особо.
Порядок празднования Песаха детально определен в Священном Писании (Торе). На протяжении всех дней Песаха Тора запрещает в каком бы то ни было виде употреблять в пищу квасное (хамец). Это та самая еда, которой евреи не успели запастись, когда покидали Египет. Также избегают тех продуктов, которые могут забродить. Солодовые ликеры, пиво и другие алкогольные напитки на основе дрожжей запрещены. Единственный хлеб, разрешенный в Песах - маца, пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми порабощенные евреи питались в Египте и во время исхода из Египта. Весь процесс выпечки мацы с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы. Маца - напоминание о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста. Вот почему иудеи до наступления Песаха избавляются от всех квасных продуктов, а также заранее убираются в доме, особенно на кухне.
Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза, седер ("порядок"), которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника. Седер начинается после возвращения из синагоги; вся семья с гостями собираются вокруг стола. Во время седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. Одним из обязательных условий является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы и специально украшенный кубок для пророка Элияха. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (обычно по книге Агада) и едят особые символические блюда. Это пресный хлеб - маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень - марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; а также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина - харосет: его цвет напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.
Вся еда раскладывается на кеаре - особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар кладутся еще три символических блюда, которые не едят: зроа - прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском Храме, бейца - крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас - кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем). Приготовленные продукты раскладывают на специальном блюде определенным образом. Перед ведущим седер кладут три целых мацы, покрытых салфеткой. Перед каждым участником трапезы кладут Агаду - книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для седера молитвы и благословения. На праздничный стол непременно ставятся тарелки соленой воды - символ слез древнееврейских женщин, у которых по приказу фараона отнимали первенцев, поскольку, согласно предсказанию, в одной из еврейских семей должен был родиться человек, который освободит людей от рабства.
Во время седера евреи проходят через 5 мицвот (обязательных этапов). Первый - съесть мацу, второй - выпить 4 чаши вина, третий - съесть марор (обычно между двумя кусочками мацы), четвертый - чтение Агады, а пятый - чтение хвалебных псалмов. В пасхальную трапезу часто входит куриный суп с клецками из мацы, гефилте фиш (фаршированная рыба) и запеченное мясо.
Вино - символ веселья и радости. Четыре бокала вина символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: "И выведу вас из-под ига египтян..."; "И избавлю вас..."; "И спасу вас..."; "И приму вас..." (Шмот, 6:6,7). По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Илии, который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного". Его, однако, не выпивают, а оставляют на праздничном столе. По традиции пророк Илия (Элиях) считается провозвестником Машиаха, с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль. Существует обычай прятать во время седера кусочек мацы (афикоман), чтобы увлечь детей его поисками; найденный афикоман съедается в конце трапезы. Трапезу заканчивают словами приветствия: "В будущем году - в Иерусалиме!".
В первый день Песаха запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение, во время которого читается книга Исход. Вечером совершается вторая трапеза седера.
Пять последующих дней называются "обычными днями праздника" и считаются рабочими. В эти дни в Иерусалиме у Стены Плача проводится церемония благословения священников, в которой принимают участие только потомки священнического рода левитов.
Седьмой день Песаха завершает торжества праздника Песах и считается нерабочим. Он отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония "разделения морских вод". Восьмой день Песаха отмечается только в регионах диаспоры.
Песах, иудейский праздник освобождения: история и традиции. Справка
09:12 08/04/2009
В первый день Песаха запрещаются все виды работ и проводится торжественное богослужение. Пять последующих дней называются "обычными днями праздника" и считаются рабочими. Седьмой день завершает торжества и считается нерабочим. Восьмой день Песаха отмечается только в регионах диаспоры. В 2009 году Песах празднуется с вечера 8 апреля до вечера 16 апреля (в Израиле – до вечера 15 апреля).
14 нисана (8 апреля) - канун Песаха
В этот день для верующих начинает действовать запрет на употребление в пищу хамеца (то есть квасного, приготовленного с использованием закваски). Это та самая еда, которой евреи не успели запастись, когда покидали Египет.
Запрет вступает в силу с завершением четвертого солнечного часа (солнечный час - это 1/12 светлого времени суток, четыре солнечных часа равны трети светлого времени суток). Запрет владеть хамецом начинается с завершения пятого солнечного часа (пятый солнечный час завершается за час до середины дня).
Утреннюю молитву начинают раньше обычного, чтобы успеть завершить ее и съесть хамец до наступления времени, когда его уже нельзя будет употреблять в пищу. После еды следует очистить дом от крошек и сполоснуть рот.
Уничтожают хамец не позднее завершения пятого солнечного часа. Оставлять дома остатки квасного запрещено. При этом обязательно проверяют, нет ли крошек, сладостей и т. п. в карманах у детей.
Раз в 28 лет: евреи отметили "благословение солнца"
В этом году в канун Песаха необходимо провести «эйрув тавшилин» - специальную процедуру, благодаря которой в пятницу можно будет приготовить пищу для субботы и зажечь в пятницу вечером, до захода солнца, субботние свечи.
Перед заходом солнца читают Седер корбан Песах (порядок пасхального жертвоприношения). Сразу же после этого начинается праздник Песах.
Первые два дня Песаха - начиная с наступления темноты 8 апреля - (в Израиле - только первый день) называются «Йом-Тов», что на иврите означает «добрый, праздничный день». В эти дни празднуется исход евреев из Египта.
В канун первого дня праздника до начала седера (вне Израиля - и после появления звезд во второй день праздника) женщины зажигают праздничные свечи. После зажигания свечей произносят благословения.
Первый седер - праздничную вечернюю трапезу - рекомендуется начать после появления на небе трех звезд. Трапезу следует завершить до полуночи.
15 нисана (9 апреля) - первый день отсчета Омера
В этот день синагогах читают главы Торы, соответствующие празднику Песах, и начинают просить о росе, что знаменует начало лета. Днем устраивают праздничную трапезу. В начале трапезы, как и в каждую субботу или праздник, совершают кидуш (ритуал освящения).
С ночи второго дня Песаха - после появления на небе трех звезд - начинается отсчет дней Омера, который продолжается в течение 49 дней, до кануна праздника Шавуот. Во времена Храма днем 15 нисана приносили туда сноп («омер») пшеницы из нового урожая. До принесения омера в Храм евреям запрещалось пользоваться новым урожаем. После разрушения Храма запрещено есть новый урожай до вечера второго дня Песаха.
Зажигание свечей производится после появления на небе трех звезд. Огонь зажигают от свечи, зажженной до начала праздника. Тогда же рекомендуется начинать праздничную трапезу (седер). Порядок ее проведения аналогичен порядку проведения первого седера.
16 нисана (10 апреля) - второй день отсчета Омера
В синагогах читают главы Торы, соответствующие празднику Песах. Днем устраивают праздничную трапезу. В начале трапезы, как и в каждую субботу или праздник, совершают кидуш. Это второй день отсчета Омера.
Вся субботняя еда должна быть сварена, поджарена и т.п. до наступления субботы.
Замужние женщины в этот день зажигают не менее двух свечей; девочки старше трех лет и до замужества - по одной. Зажигать свечи надо за 18 минут до заката.
17 нисана (11 апреля) – третий день отсчета Омера
18 нисана (12 апреля) – четвертый день отсчета Омера
19 нисана (13 апреля) – пятый день отсчета Омера
20 нисана (14 апреля) – шестой день отсчета Омера, канун Йом-Тов
Четыре дня в промежутке между первыми и последними «Йом-Товами» называются «Хол ха-моэд» (будни праздника). В эти дни (те из них, что не приходятся на субботу) нет таких строгих правил поведения, как в Шаббат и в Йом-Тов. В синагогах читают главы Торы, соответствующие празднику Песах.
20 нисана - Канун праздника Йом-Тов. Вечером этого дня, с появлением на небе трех звезд (вечер 14 апреля, формальное начало 21 нисана), зажигают свечи праздника.
21 нисана (15 апреля) - седьмой день отсчета Омера, Йом-Тов
22 нисана (16 апреля) - восьмой день отсчета Омера, Йом-Тов
Седьмой и восьмой дни праздника также являются Йом-Товом. Седьмой день праздника (вне Израиля отмечается в седьмой и в восьмой дни) - дата перехода евреев через расступившиеся воды Красного моря. В синагогах читают главы Торы, соответствующие празднику Песах и описывающие то, как Красное море расступилось перед евреями.
Днем 21 нисана устраивают праздничную трапезу. В начале трапезы совершают кидуш. Праздничную вечернюю трапезу принято начинать после появления на небе трех звезд. В начале трапезы, как и в каждую субботу или праздник, совершают кидуш. Зажигание свечей - после появления на небе трех звезд. Свечи зажигают от огня, зажженного до начала праздника.
22 нисана в синагогах читают главы Торы, соответствующие празднику Песах и описывающие то, как Красное море расступилось перед евреями. Затем читается «Изкор» (поминальная молитва).
Днем устраивают праздничную трапезу. В начале трапезы, как и в каждую субботу или праздник, совершают кидуш (встречу субботы с бокалом вина в руках).
Исход праздника - с появлением на небе трех звезд.
Через час после завершения праздника можно пользоваться хамецом.